Домой Экономика Костин заявил об «огромной финансовой дыре» в ОСК

Костин заявил об «огромной финансовой дыре» в ОСК

116
0

Глава ВТБ: у Объединенной судостроительной корпорации «огромная финансовая дыра» У ОСК, которая перешла под управление ВТБ, много проблем, в том числе «огромная финансовая дыра» и отсутствие достоверной отчетности, заявил Андрей Костин. Но «старые дыры» должно закрыть государство, а не ВТБ, считает он

Костин заявил об «огромной финансовой дыре» в ОСК

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), месяц назад перешедшая под управление ВТБ,— одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство, заявил в интервью РБК глава ВТБ Андрей Костин, недавно избранный председателем совета директоров ОСК. «Проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание. Особенно в зоне гражданского судостроения»,— перечисляет банкир.

По его словам, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а вся отрасль судостроения все время «на подсосе государства». У корпорации, по данным Костина, отсутствует единая достоверная финансовая отчетность, и надо брать каждое предприятие и судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности. Сейчас ВТБ в своих оценках ориентируется на мнение основных заказчиков— Минобороны, «Росатома» и так далее. Банку дали полгода на проведение анализа финансовой деятельности ОСК.

Президент Владимир Путин еще год назад, в августе 2022 года, критиковал тогдашнего главу ОСК Алексея Рахманинова, руководившего корпорацией с июня 2014 года, за убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны. «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?»— спросил он в ходе совещания по судостроению, которое проводилось на фоне введения против России международных санкций из-за специальной военной операции на Украине.

К работе ОСК есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка, сказал Путин уже спустя год, 10 августа 2023 года, на встрече с Костиным: «Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании».

«Сегодня у компании огромные финансовые проблемы, а это значит, что управление не было эффективным (23 августа новым главой ОСК был назначен бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков вместо Рахманова. — РБК). Такая ситуация, к сожалению, не только в этой отрасли. Мы слишком много полагались на иностранных производителей, пока не было санкций, а сами многие компетенции не развивали. А сейчас у нас серьезные проблемы»,— рассказал глава ВТБ в интервью РБК. В качестве примера он приводит двигатели, которых в России нет ни для авиации, ни для судостроения.

«Наш подход, который получил поддержку президента,— взять ответственность за всю эту отрасль, но государство должно капитализировать компанию, закрыв старые дыры. Это не должно делаться за счет банка»,— сказал Костин. По его словам, о докапитализации «будет дискуссия» в правительстве, но «даже не очень щедрый Минфин» признает, что поддержка нужна. «Я хочу, чтобы представители министерства с самого начала участвовали в анализе и смотрели сами. Против документов не попрешь»,— заключил банкир. При этом ВТБ, если «надо будет», будет кредитовать компанию.

По оценкам Костина, в ОСК и судостроительную отрасль в целом нужно вложить от 0,5 трлн до 1 трлн руб. за пять—семь лет.

Читайте на РБК Pro Почему кружится голова: восемь причин Подальше от тикающей бомбы: почему инвесторы распродают акции КНР Сотрудники засиживаются допоздна: как избавиться от порочной практики Поставят на учет: пять мифов о психиатрии

«Я уверен, что мы создадим эффективную систему, которая будет пользоваться поддержкой государства только на первом этапе. Далее— при правильной работе— нужно выровнять ценовую политику и работать только на рыночных условиях»,— пообещал Костин. Еще одна из «больных тем» для ОСК— это сроки строительства, добавляет он: «Технологии очень старые, придется перевооружать отрасль и строить по-другому».

По итогам 2022 года выручка ОСК по МСФО снизилась на 8,7%, до 350 млрд руб., из-за того, что часть заказов была перенесена, а часть судов была передана с опозданием на фоне срыва поставок комплектующих. Компания получила около 20 млрд руб. убытка.

Авторы Теги