Домой Экономика Что такое элитный алкоголь?

Что такое элитный алкоголь?

728
0

Когда речь заходит об алкоголе, большинство людей представляют себе сравнительно дешёвые напитки. Бутылка вина для повседневного потребления стоит 2-3 тысячи рублей, а на праздничный стол можно поставить уже экземпляр за 5-6 тысяч рублей. Такой «обывательский» подход вполне имеет право на жизнь.

Но если вы откроете новости с аукционов, то будете приятно – или неприятно – впечатлены. Вот, например, только несколько примеров:

  • В 2010 году на аукционе Sotheby’s в Гонконге было продано три бутылки «Шато Лафит-Ротшильд» 1869 года по 230 тысяч долларов за каждую.
  • В том же 2010 году в Женеве на аукционе Christie’s была продана 6-литровая бутылка «Шеваль-Блан» 1947 года за 305 тысяч долларов.
  • В декабре 2015 года винокурня Bowmore на острове Айла (Шотландия) продала бутылку виски Bowmore 1957 за 166 тысяч долларов.
  • В апреле 2017 года на аукционе Sotheby’s в Гонконге была продана полная коллекция виски The Macallan in Lalique Six Pillars Collection из 6 бутылок за 1 миллион долларов.

И, разумеется, можно возникнуть вопрос – а что же делает напитки такими дорогими? Что ж, добро пожаловать в мир элитного алкоголя WineZone.ru! Позвольте мне быть вашим проводником.

Как делают алкоголь, который продаётся в магазинах

Понимание принципа, по которому вообще существует элитный алкоголь, невозможно без знаний о том, как производят массовые напитки. Потому что подход к изготовлению вина или виски, которое можно купить в магазине, позволяет чётко разграничить «обычное» и «дорогостоящее» спиртное.

Одно из важнейших требований, которое предъявляется к массовому алкоголю – повторяемость. Каждая из бутылок краснодарского «Шардоне», которую вы купите в магазине, будет иметь тот же вкус, что и предыдущая. Для этого используется методика купажирования – виноград из разных регионов и терруаров смешивается, чтобы обеспечить необходимые органолептические качества напитка. Например, для изготовления всё того же краснодарского «Шардоне» могут привозить ягоды из Ставропольского края, Ростовской области, Крыма или даже иностранные балки.

В этом нет ничего критичного и плохого. Например, «Абрау-Дюрсо» долгое время делали из виноматериала, привезённого из Южноафриканской Республики. И это не помешало ему стать одним из самых популярных и узнаваемых игристых вин Российской Федерации. Такой же подход используется крупными иностранными производителями.

Другие алкогольные напитки также могут делать методом купажирования. Даже дорогой виски Macallan с выдержкой 12 и более лет перед розливом по бутылкам смешивается – напитки из разных бочек объединяются в один букет.

А вот более дорогой алкоголь не купажируется вовсе или же купажируется из исключительно удачных урожаев определенных годов. Из-за этого повторяемость не достигается – элитные вина и другие алкогольные напитки даже одной марки могут сильно отличаться по вкусу в зависимости от года производства.

Что такое винтажное вино и почему оно дороже обычного?

В качестве примера того, как изготавливают дорогой алкоголь, лучше всего взять высококлассное винтажное вино. «Винтажное» – это не старое.

Винтажное вино получают из винограда урожая одного года. А если напиток соответствует статусу AOC или DOCG, то ягоды для него собирают и обрабатывают в одном и том же регионе. В итоге получается напиток, вкус которого в полной мере отражает климатические и температурные условия года созревания сырья. Купажирование и прочие процедуры не допускаются. А стандарты DOCG или AOC регламентируют даже способ выращивания винограда – как его подрезать, когда собирать поспевшие ягоды и какова максимальная урожайность гектара.

Из-за сложности в производстве высококлассные винтажные вина уже стоят дороже, чем обычные марочные. А если урожайность искусственно ограничивать, то и производство напитков будет сравнительно маленьким.

В качестве примера стоит привести винодельческое хозяйство Шато Лафит-Ротшильд, входящее в топ-5 лучших производителей вина Франции (со средней ценой порядка 600 евро за бутылку). В среднем оно выпускает около 150 тысяч бутылок вина в год. Иногда – меньше, иногда – больше, в зависимости от урожайности.

Таким образом, на цену вина влияют:

  • Аутентичность – напитки, сделанные из ягод из одного региона и одного года, стоят дороже, чем купажированные;
  • Объём выпуска – чем он меньше, тем выше цена на напиток;
  • Сложность производства и выращивания винограда – чем она выше, тем дороже напиток.

Это же справедливо и для виски, бурбона, арманьяка, коньяка и других алкогольных напитков.

Поскольку винтаж одного года может отличаться по вкусу от винтажа другого, некоторые вина в рамках одной марки стоят дороже других. Чем ярче, насыщеннее, лучше и многограннее вкус – тем выше цена на напиток. Например, всё тот же «Шато Лафит-Ротшильд» 2000 года на современном рынке стоит значительно дороже, чем вина 1999 или 2001 года. Просто именно 2000 год из-за своих климатических особенностей сделал вино особенно впечатляющим.

Но даже при цене в 600 евро за бутылку «Шато Лафит-Ротшильд» НЕ является элитным алкогольным напитком. Это просто дорогое вино. Для элитарности требуется соответствие ещё одному параметру – ограниченная доступность.

Почему алкоголь может быть редким

В 1945 году во Франции была очень суровая весна. Апрель был достаточно тёплым и приятным, однако в мае на виноградники обрушились морозы и снег. Холод стоял всего неделю – но зато время большая часть соцветий на лозах успела погибнуть. А потом погода стала благоприятной – температура поднялась до 26 градусов и была такой до самой поздней осени.

В итоге урожай с виноградников был совсем небольшой – но каждая ягода впитала в себя столько питательных веществ, что вино 1945 года до сих пор «живое» и вкусное. Однако уже тогда оно было выпущено в ограниченных количествах. «Шато Мутон-Ротшильд» смог сделать в два раза меньше бутылок, чем обычно. Ограниченный тираж в сочетании с невероятным вкусом мгновенно сделали вино востребованным среди ценителей и коллекционеров.

На редкость вина влияет урожайность, климат, погода и так далее. Как правило, чем меньше ягод собирается с гектара земли – тем насыщеннее получается винтаж. Но только в том случае, когда лето было тёплым и комфортным для винограда. В холодные годы урожай маленький, а ягоды (и напиток) – водянистые.

Ещё одна причина редкости алкоголя, на сей раз свойственная виски и коньяку – это длительная выдержка. Чем дольше бочка с напитком стоит нераспечатанной – тем выше цена на него. Однако компаниям невыгодно производить только выдержанные напитки. Основной продукт бренда The Macallan – это виски с выдержкой 12 лет. Однако иногда компания распечатывает хранящиеся с давних времён бочки и выпускает скотч в возрасте 50-70 лет.

Поскольку 50-летних бочек в подвалах The Macallan не так много, объём выпускаемого алкоголя очень сильно ограничен. Например, в коллекции Six Pillars Collection выпускались напитки тиражом от 400 до 600 бутылок. Учитывая, что The Macallan – это один из известнейших производителей виски, лимитированные релизы мгновенно скупались коллекционерами со всего света.

Что же всё-таки означает термин «элитный алкоголь»?

Итак, элитный алкоголь соответствует множеству требований:

  • Он обладает богатым, выразительным и разнообразным вкусом, обусловленным регионом выращивания, годом изготовления или особенностями производства.
  • Он производится по сложнейшим технологиям, зачастую регламентированным законодательством и межгосударственными требованиями.
  • Он труднодоступен, его сложно или практически невозможно найти в магазинах.
  • Он производится известным брендом или имеет богатую историю создания.
  • Он выпускается ограниченным тиражом, составляющим зачастую всего несколько бутылок, что повышает коллекционную ценность.

Таким образом, ассортимент элитного алкоголя очень ограничен – далеко не каждая марка (даже дорогая) достойна зваться этим гордым термином.

Если вы являетесь счатсливым обладателем настоящего элитного алкоголя и желаете осуществить его продажу, заходите в раздел моего сайта посвященный скупке алкоголя.