Домой Экономика Прокси-индикаторы и «городской ВВП». Что войдет в стратегию Росстата

Прокси-индикаторы и «городской ВВП». Что войдет в стратегию Росстата

7
0

Росстат запланировал аудит собираемых данных и расчет ВВП городов В правительстве подготовили проект стратегии развития статистики в России на ближайшие шесть лет. Об экспериментальных расчетах, «ВВП городов», особом порядке сбора данных у крупнейших компаний и других планах — в материале РБК

Прокси-индикаторы и «городской ВВП». Что войдет в стратегию Росстата

К 2030 году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) намерена создать систему экспериментальных расчетов, интегрировать большие данныев статистический учет и ввести «индивидуальный подход» к сбору данных от крупного бизнеса. Об этом говорится в проекте стратегии развития Росстата и государственной статистики до 2030 года, который обсуждался на тематической стратсессии в правительстве 17 сентября (документ есть у РБК, его подлинность подтвердили два участника заседания). Действующая стратегия ведомства рассчитана на период до 2024 года.

Новый стратегический документ направлен на развитие статистики, обеспечивающей принятие управленческих решений органами власти в России, указано в проекте. «Необходимо максимально оперативно отслеживать любые изменения в экономике и, конечно, незамедлительно реагировать на изменения обстоятельств, особенно в условиях беспрецедентного санкционного давления»,— сказал глава правительства Михаил Мишустин на прошедшей стратсессии. Он уточнил, что мнения участников стратсессии будут учтены, перед темкак будут приняты окончательные решения по стратегии развития статистики. РБК направил запросы в Минэкономразвития и аппарат правительства.

Вызовы для статистики

В последние годы серьезными вызовами для системы государственной статистики в России стали пандемия COVID-19 и санкционное давление со стороны недружественных стран в условиях проведения специальной военной операции, констатируется в докладе. На фоне этого возникла необходимость частично ограничить публичный доступ к официальной статистической информации (Росстат по решению правительства приостановил раскрытие информации о добыче нефти и газа, производстве нефтепродуктов, автомобильного бензина), а также ухудшились возможности взаимодействия органов публичной власти с международными организациями.

Вместе с тем значительно возросла скорость принятия управленческих решений и увеличился спрос на статистику, констатируется в проекте стратегии. В 2023 году сайт Росстата посетили 6,5 млн пользователей, а за первое полугодие 2024 года— уже 4 млн. Это показывает «возрастающий уровень заинтересованности» пользователей в данных, указано в документе.

На период до 2030 года перед госстатистикой в России стоят «масштабные вызовы», следует из проекта стратегии. Основные из них таковы.

    Дефицит кадров

На среднесрочном горизонте в системе официальной статистики возможен кадровый голод. «Средний возраст государственных служащих в Росстате— около 50 лет. Наблюдается тенденция старения коллектива и отток молодежи, как в центральном аппарате Росстата, так и в территориальных органах»,— указано в проекте стратегии. Кроме того, в статслужбе фиксируется «повышенная текучесть кадров»:в центральном аппарате до 15%, в территориальных органах— около 9%. Она связана, как поясняется, чаще всего с неудовлетворенностью заработной платой и отсутствием эффективных социальных мер поддержки сотрудников.

В пресс-службе Росстата РБК сообщили, что конкуренция статслужбы с негосударственными организациями за специалистов усиливается, текущая доля молодых специалистов в Росстате составляет около 20%, но к 2030 году доля молодежи (в возрасте до 35 лет) в общей численности сотрудников Росстата должна достигать не менее одной трети.

    Сложности в потреблении статистики

Официальная статистическая информация часто отстает от сроков публикации различных данных органами публичной власти и негосударственными структурами, указано в докладе. Кроме того, в последнее время происходит «неконтролируемое расширение» сбора, обработки и публикации «неофициальных» статистических данных. В результате снижаются достоверность и сопоставимость статистики, а в сочетании с недостаточным уровнем подготовки пользователей статистической информации— и обоснованность выводов, сделанных на ее основе, говорится в стратегии.

    Рост нагрузки на объекты наблюдения

За счет постоянного расширения числа собираемых органами публичной власти показателей и их дублирования растет нагрузка на объекты статистического наблюдения, констатируется в стратегии. При этом сохраняется практика «традиционных форм взаимодействия» между статистическими органами и респондентами (то есть без цифровых каналов и технологий), что усложняет и замедляет работу.

Новый функционал

Росстат может получить функционал единого центра методологического обеспечения и контроля качества всей системы государственной статистики в России, следует из проекта стратегии.

В частности, нужно предоставить ему полномочия по обязательному согласованию форм статистической отчетности, а также систем сбора и обработки данных, используемых для формирования официальной статистики, говорится в документе. Речь идет о формах и системах, применяемых всеми субъектами статистического учета, а также другими госорганами. Кроме того, на базе Росстата будет создан «передовой научный центр» по разработке методологии статистических исследований. Он должен будет представить единый методологический стандарт, обязательный к применению всеми госорганами, которые работают со статистическими данными.

Также предлагается организовать межведомственный совет по вопросам статистического учета, в его состав войдут представители органов власти и экспертного сообщества. В Росстате РБК подтвердили информацию о планах создания межведомственного совета для обеспечения координации статистической деятельности.

Все это необходимо, так как сегодня наблюдается «ускоренный рост объема ведомственных данных, в том числе повторяющих и/или замещающих официальную статистическую информацию», часть из которых не имеет «четкой методологии обработки и верификации» и не может быть сопоставлена между собой, указано в проекте стратегии. Контроль со стороны Росстата должен обеспечить соответствие всех официальных статистических данных стандарту качества.

Кроме того, предполагается, что ведомство проведет аудит и оптимизацию Федерального плана статистических работ (ФПСР) «на основе реальных потребностей пользователей государственной статистики». По его итогам «невостребованные работы» будут исключены из плана и появятся некие новые показатели.

Росстат регулярно получает запросы от госорганов, бизнеса, научного и экспертного сообщества, общественностина расчет статистических показателей, которые не входят в ФПСР, сообщили РБК в Росстате. «Срок отработки подобных запросов занимает от полугода— подготовка методологии, внесение показателя в ФПСР, сбор данных, их обработка и публикация. При этом может возникать дополнительная нагрузка на респондентов, поэтому важно выбрать те варианты сбора и обработки новой статистической информации, которыебы эту нагрузку минимизировали»,— подчеркнули в статслужбе.

Пространство для повышения эффективности статистики в России за счет глубинного аудита плана работ есть: до 15–20% всех статистических данных может быть подвергнуто оптимизации, считает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников. «Причины могут быть разные. Некоторые показатели уже практически никому не нужны— например, у нас до сих собираются данные по числу стационарных телефонных аппаратов. Некоторые могут не отражать реальность: например, показатель запасов в оптовой торговле формально существует, но де-факто ни о чем не говорит и на практике его не используют»,— отмечает эксперт. По его словам, примеры такой оптимизации есть: раньше Росстат давал данные пассажирооборота по такси, они были некорректные, и в конце концов от их публикации отказались.

Снижение нагрузки на бизнес

Стратегия предполагает формирование системы, которая будет обеспечивать однократное предоставление данных объектами наблюдения и многократное их использование в разных государственных информационных системах (с согласия респондентов). Среди целей стратегии значится полное исключение дублирования данных (Росстату предстоит разработать механизм, запрещающий его), а также снижение отчетной нагрузки на бизнес в два раза.

Для того чтобы сократить нагрузку на предпринимателей, будут предприняты следующие шаги:

    реализация индивидуального подхода к сбору статистической информации у крупнейших компаний— будет разработана методология «таргетирования» отчетности крупного бизнеса; создание «удобных личных кабинетов» на цифровой аналитической платформе Росстата (ГИС ЦАП; постепенно внедряется с 2023 года, к 2030 году на ней будет размещаться 100% статистических показателей) с автоматическим заполнением информации из государственных информационных систем; прекращение форм статистической отчетности для малого бизнеса— вместо этого первичные данные у них будут собираться по конкретным показателям; создание «института согласий» респондентов на обмен первичными данными между госорганами.

Кроме того, Росстат планирует установить критерии отнесения к большим данными начать их использовать в официальном учете вместо части «традиционных источников», а также интегрировать в статистику административные данные.

В Росстате напомнили, что в июле 2024 года был подписан закон о снижении отчетной нагрузки на малые предприятия в части сбора статданных. «Более активное вовлечение больших и административных данных; устранение дублирования в сборе статистической и административной отчетности; завершение перехода от сбора первичных статистических данных по формам по субъектам малого предпринимательства к сбору по показателям; внедрение платформы ГИС ЦАП с автоматическим заполнением информации из государственных информационных системс возможностью предоставления обратной связи; создание методологии для индивидуального подхода к сбору статистической информации у крупнейших компаний, объектов статистического наблюдения, позволит снизить нагрузку на бизнес к 2030 году в два раза»,— подтвердили в Росстате.

Эксперименты и территориальное дробление

Совершенствование сбора данных, использование новых технологий и расширение источников информации позволят создать «систему экспериментальных расчетов», направленную на разработку новых статистических показателей, следует из проекта стратегии. Эксперименты планируется проводить по следующим направлениям:

    формирование пробных расчетов статистических показателей на основе первичных и/или альтернативных данных (например, данных сотовых операторов и геопозиционирования в статистике туризма, сторонних платежных систем в статистике розничной торговли и т.д.); формирование системы экспресс-оценок, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, по отдельным отраслевым показателям на базе данных крупнейших респондентов; внедрение оперативных «прокси-показателей» во всех отраслях (в качестве пилотного направления— индекс выпуска в базовых отраслях). Под прокси-показателями понимаются индикаторы, косвенно и приблизительно отражающие объект (например, розничный товарооборот является прокси-показателем потребления); ускорение формирования макроэкономических показателей, расширение их детализации по городам, городским агломерациям, населенным пунктам— в частности, с 2027 года планируется осуществлять расчет валового городского продукта по всем городам с населением более 100 тыс. человек.

В результате для более половины статистических направлений должны быть созданы системы «оперативной экспериментальной статистики», указано в стратегии.

И «ускорение» статистики, и ее «территориальное дробление», когда отдельные показатели начинают считать на уровне населенных пунктов, несутв себе риски снижения точности, предупреждает Сальников. «Да, формально можно отчитаться о том, что мы теперь 800 показателей формируем по населенным пунктам. Однако обеспечить их высокое качество, скорее всего, будет невозможно. Теже риски и при ускорении публикации данных»,— полагает эксперт.

На статистические данные по городам и населенным пунктам есть запрос у органов власти, отмечает начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Центра развития НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. «Сложностей здесь будет не меньше, чем при расчете валового регионального продукта. В частности, потому, что деятельность многих компаний не ограничена рамками одного города»,— указывает он. В Росстате РБК сообщили, что уже реализуют пилотный проект по расчету валового городского продукта (ВГП) для отдельных городов Дальнего Востока, к 2030 году ВГП должен быть рассчитан по всем крупным городам России с населением более 100 тыс. человек.

Повышение оперативности статистики и формирование экспресс-оценок Бессонов поддержал. «Во-первых, это способно повысить оперативность мониторинга социально-экономических процессов. Так, сейчас имеется оценка индекса потребительских цен на недельной основе, которая позволяет повысить оперативность анализа инфляции. Во-вторых, развитие аналитики полезно с точки зрения организации обратной связи: производители статистических данных будут лучше понимать потребителей»,— резюмирует он.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания

Роспотребнадзор рассказал о быстром распространении нового варианта COVID

Зеленский заявил о планах в этом году поставить точку в конфликте

В ООН предложили варианты регулирования искусственного интеллекта

Подборки лучших вин от Артура Саркисяна

Шрёдер рассказал о «южнотирольском решении» конфликта России и Украины

Шольц отказался поставлять Украине ракеты, способные долететь до Москвы

Cуд арестовал бойца ММА по делу о стрельбе в офисе Wildberries

Читайте РБК в Telegram! Подборканаших каналов

Авторы Теги