Недолго хозяйничали немецкие и румынские захватчики на Кубани, оккупировавшие её летом 1942 года. Уже в первый день следующего, 1943 года началась Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция, началось освобождение Краснодарского края. За первые три месяца советским войскам удалось вытеснить ненавистного врага почти со всей территории Кубани. В феврале стали свободными от захватчиков Павловский, Крыловский, Кущёвский, Сталинский, Ленинградский, Ейский, Каневский и другие районы, города Ейск, Краснодар. Весной и летом шли бои на протяжении всей «Голубой линии». На западе немецкая армия, ожесточённо огрызаясь, отступила до Таманского полуострова, но и здесь не удержалась. В начале октября оккупанты бежали в Крым, а советские армии стали готовиться к форсированию Керченского пролива.
Отступая, немецкие и румынские варвары уничтожали всё, что не могли заграбастать, сжигали и взрывали здания, механизмы. Большим разрушениям подверглись пути сообщения, в частности железные дороги. А они были очень нужны наступающей Красной Армии для доставки на передний край боеприпасов, орудий, техники и личного состава. Особое значение имели железнодорожные линии Крымская – Новороссийск, Крымская – Варениковская, Варениковская – Старотитаровская – Сенная. Поэтому следом за боевыми частями шли специализированные железнодорожные соединения. Одно из них – 44-я отдельная железнодорожная бригада, ею командовал полковник Чуб Кирилл Титович.
В сентябре 1943 года эта бригада получила задание Военного совета Отдельной Приморской Армии Северо-Кавказского фронта оперативно восстановить разрушенный противником железнодорожный участок Крымская – Варениковская. Ещё совсем недавно здесь были жаркие бои. Выполнение задания чрезвычайно осложнялось тем, что фашисты густо заминировали полотно бывшей железной дороги и мостовые сооружения, причём закладывали в глубоких колодцах мощные фугасы и, что особенно коварно, мины-«сюрпризы». Немало усилий и времени, а главное, мастерства и мужества требовалось, чтобы их обезвредить. Но эти проблемы не должны были замедлить темпы восстановления железной дороги, поэтому решили привлечь гражданское население. Главная надежда была на кубанскую молодёжь, на комсомольцев. По призыву крайкома ВЛКСМ во всех районах была проведена мобилизация, как потом писали в наградных листах, «для выполнения боевого задания по восстановлению железнодорожной линии Крымская – Варениковская». Боевого задания!
В 23-х районах края были срочно собраны группы, из них сформированы комсомольско-молодёжные бригады, и уже 29 сентября 1943 года они вышли в свою первую смену. Поразительно, но состав бригад и звеньев, распределённых по батальонам, был преимущественно женским, начиная с 16-летних девчушек, школьниц старших классов. Да это и понятно: мужчины все на фронте, после освобождения края призвали в армию и юношей. А работа на перегоне была не под силу и здоровому мужику. Засыпка воронок, выравнивание насыпи, расчистка балласта, погрузка и разгрузка шпал, укладка их на полотно… Девчата не ограничивались временем смены, продлевали её на несколько часов. Между бригадами началось соревнование за наибольший процент выполнения дневного задания, и обычно цифры начинались с 200 и доходили до 350 процентов. И так каждый день!
Но страшное было впереди. Не прошло и недели, как случилось непоправимое: прозвучали взрывы фашистских мин. Несмотря на все старания бойцов и офицеров технической разведки и подрывников, не все заряды удавалось обнаружить и обезвредить. И раньше были случаи гибели военнослужащих, но 4 октября на минах подорвались мирные гражданские люди – девушки-колхозницы, приехавшие из Павловского района. На участке между Адагумом и Варениковской были убиты Дарья Васильевна Глушко, Любовь Петровна Ковалёва, Клавдия Васильевна Севатерова, тяжело ранены Мария Остаповна Быкова, которая вскоре умерла в госпитале, Клавдия Владимировна Ворошилова, Любовь Григорьевна Матвийченко, Раиса Никифоровна Синчук, Меланья Петровна Скиданова, Ольга Прокофьевна Тарасенко, Мария Павловна Хмель, ранены Юлия Ивановна Бондаренко, Марфа Пантелеевна Левочко, Екатерина Григорьевна Могиляк, Галина Григорьевна Прилипа, Зоя Григорьевна Рогоза, Пелагея Григорьевна Рофман, Мария Никитовна Савченко, Анна Матвеевна Спивакова, Татьяна Васильевна Тарасенко.
Это был шок. Очень трудно было после такой трагедии снова зайти на железнодорожное полотно, взяться за лопаты и кирки… Несмотря на затаившуюся в земле смерть, девушки-павловчанки продолжали трудовую вахту, продолжали выполнять боевое задание. А смерть, как говорится, не ходила одна. 7 октября – снова взрыв. Погибли Мария Григорьевна Евдокимова, Мария Михайловна Иваненко, Мария Прокофьевна Максименко, Надежда Фёдоровна Черногорец, тяжело ранены Раиса Васильевна Бежко, Ульяна Григорьевна Боярко, шестнадцатилетний Григорий Семёнович Горбань, Нина Дмитриевна Данченко, Феодосия Митрофановна Двадненко, Надежда Ивановна Запашня, Вера Никифоровна Квас, ранены Надежда (отчество неизвестно) Назаренко, Клавдия Ивановна Трубник, Екатерина Трофимовна Филь.
Гибли и получали ранения от взрывов мин девушки, приехавшие и из других районов. Сейчас во многих станицах и населённых пунктах, прилежащих к железнодорожному перегону Крымск – Варениковская на памятных плитах воинских мемориалов значатся рядом с фамилиями павших солдат и офицеров фамилии кубанских девчат. Тогда, в суровом 43-м боевое задание воинами-железнодорожниками и комсомольско-молодёжными бригадами было выполнено в срок: в конце октября по восстановленному пути пошли эшелоны к линии фронта. Командование и Военный Совет Отдельной Приморской Армии Северо-Кавказского фронта высоко оценили их подвиг, представив к боевым и трудовым наградам. Среди них – девчата Павловского района Краснодарского края. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1944 года награждены орденом Отечественной войны II степени
М. О. БЫКОВА,
М. Г. ЕВДОКИМОВА,
М. М. ИВАНЕНКО,
М. П. МАКСИМЕНКО,
Н. Ф. ЧЕРНОГОРЕЦ (все посмертно);
орденом «Знак Почёта» К. В. СЕВАТЕРОВА (посмертно), Е. Р. ТЕРЕМКОВА.
Медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» награждены 32 павлочанки – большинство из них названы в тексте выше. Кроме них – Мария Филипповна Бакуленко, Наталия Петровна Гондаренко, Галина (отчество неизвестно) Затонова, Екатерина Афанасьевна Клименко, Анна Алексеевна Кулешова, Екатерина Фёдоровна Цыганкова и колхозник Георгий Петрович Воинов. Наградные листы подписаны командирами батальонов, утверждены командиром бригады и начальником железнодорожных войск Северо-Кавказского фронта полковником Чигарковым Виктором Анисимовичем. Вот пример заполнения: «В период с 29 сентября по 7 октября 1943 года тов. Черногорец Надежда Фёдоровна, работая на восстановлении железнодорожного участка Крымская – Варениковская Северо-Кавказской железной дороги, выполняла норму выработки на 300 %. Своим личным примером увлекала остальную массу девушек на быстрейшее выполнение боевого задания по восстановлению пути, проявляя при этом мужество и бесстрашие. При взрыве вражеской мины на железнодорожном полотне убита 7 октября 1943 года. За бесстрашие и мужество, проявленные при восстановительных работах, достойна награждения» (ЦАМО, ф. 33, оп. 686043, ед. хр. 53).
2019 г.
Николай ЧЕРНОГОРЕЦ