Алексея Мишина не просто так называют Профессором – это звание ему присвоили в 1990 году в НГУ имени П. Ф. Лесгафта.
За годы выступлений, тренерства и научной работы Мишин изучил фигурное катание со всех сторон, написал несколько научно-популярных книг и диссертацию о методике обучения многооборотным прыжкам.
В 70-х его исследования и тренировочные «гаджеты» изменили представление о движениях на льду. Некоторые изобретения казались совсем странными, и в них не верили, но сейчас ими пользуется весь мир.
Соединил технологии геологов, физиков и космонавтов для экспериментов на льду. Итоги опытов теперь основа для изучения квадов
Мишин пришел в фигурное катание очень поздно – в 15 лет – и сначала тренировался не в коньках, а в обычных полуботинках, к которым отец прикрутил лезвия. Позже, вспоминая этот период карьеры, Профессор понял: благодаря занятиям в ботинках с низким голенищем он быстро овладел реберным катанием и укрепил голеностопный сустав – ни одной травмы за все годы.
Почти 10 лет Мишин провел в одиночном катании, затем еще 4 года в парном с Тамарой Москвиной и в 28 завершил карьеру. Он мог бы еще выступать, но ушел вслед за партнершей, которая строила семью, и занялся наукой. Инженерное образование потом не раз помогало ему в тренерской работе.
Вы точно не застали, как катался молодой Алексей Мишин – в паре с Тамарой Москвиной они выходили на лед даже 50 лет спустя
В 1969-м в фигурном катании не так ориентировались на прыжки, как сейчас. Мишин уже тогда знал: за ними будущее – и зажегся идеей увеличить количество оборотов.
При помощи приборов из лабораторий физиков и геологов он изучил движения спортсменов и установил: главное – не высота и длина прыжка, а вращение.
«Это казалось естественным – чем выше прыгнешь, тем дольше время полета и, следовательно, больше времени для совершения большего числа оборотов. Чем дальше прыгнешь, тем более красивым покажется твой прыжок. Но мои наблюдения и измерения показывали, что овладеть тройными прыжками можно было, исполняя их на относительно небольшой высоте», – вспоминал он.
Мишин прописал комплекс упражнений для улучшения вращательного компонента. Он много экспериментировал с заходами и способами группировки – до Мишина в обиходе был один, основанный на балетной технике. Новую методику опробовали Олег Татауров и Алексей Урманов, делавшие прыжки с двумя поднятыми руками задолго до Адама Риппона.
Для отработки классической группировки изобрели особый агрегат:
«В мастерских института мне сделали специальный жилет, в котором были два примитивных контакта. Если на них нажимали, то контакт замыкался и раздавался звук. Эти пружинные контакты располагались в тех точках, куда надо было прижимать руки во время группировки».
Мишин и юный Евгений Семененко с тем самым жилетом
Позднее создали еще один жилет, он фиксирует уже 20 разных характеристик: количество оборотов в прыжке, время и высоту полета, амортизацию при приземлении и многое другое. Компьютер обрабатывает показатели и оценивает ошибки – так в группе готовят элементы до сих пор.
А еще используют «Волчок» (напольный вращающийся диск для развития вестибулярного аппарата) и «Карусель» (большую конструкцию в центре катка для отработки с младшими группами беговых шагов и сложных позиций во вращении).
Эти аппараты Мишин собрал вместе с инженером Виктором Шапиро, они сотрудничают с 2002 года. В их лаборатории есть даже гироскоп и акселерометр, используемые в космосе и на подводных лодках. На катке в «Юбилейном» при помощи них пишут «кардиограмму прыжка» – еще одна идея Профессора. По его словам, на льду эти приборы необходимы – перегрузки ведь космические.
Удочку, теперь знакомую всем фигуристам, тоже создал Мишин. В СССР из-за диковинной конструкции над тренером посмеивались, но позже пользу оценили во всех странах.
Прыжки в 5 оборотов: реально ли сделать и зачем нужна удочка?
«Если вы видите спортсмена, который на разминке работает с резиной, имитируя вращательное движение, – это система Мишина. Если спортсмен перепрыгивает с ноги на ногу, делая так называемые «блинчики» с вращательным движением рук и ног, – это тоже система Мишина. Если вы на тренировке наблюдаете, как фигурист исполняет прыжок не с классическим выездом, а с твиззлом – и это система Мишина», – так говорил про наставника Евгений Плющенко.
Доказал с учениками, что реально выиграть Олимпиаду со сломанной спиной, быть в топе после 30 и освоить квады при росте под два метра
Мишин – один из самых универсальных тренеров мира. Он работает с мужчинами и женщинами, высокими и низкими, юными и совсем взрослыми, зачастую глубоко травмированными.
В 2016 году на сборы к нему приехала итальянка Каролина Костнер, бронзовый призер Игр в Сочи-2014. До этого они часто сотрудничали, когда фигуристка теряла стабильность. Тогда, весной закончилась ее годовая дисквалификация, прыжки разладились, но жажда выступать осталась. Вместе они не просто восстановили форму, но и изменили технику прыжков.
Для 29-летней Каролины задача удивительно сложная, но выполнимая. Год спустя Костнер взяла два серебра этапов Гран-при, золото чемпионата Италии и бронзу Евро. На предолимпийском ЧЕ-2018 в Москве она соревновалась с Медведевой, Сотсковой и Загитовой (на тот момент почти вдвое младше итальянки).
«Я соврала, потому что он попросил». Суперфигуристку Каролину Костнер забанили за допинг, который принимал ее возлюбленный
Грандиозный камбэк под руководством Профессора совершил Евгений Плющенко, причем дважды. Сначала взял перерыв после Олимпиады-2006 и вернулся спустя три года, не потеряв четверной тулуп и тройной аксель. Затем уже перед Играми в Сочи экстренно восстановился после травмы спины – оба раза жилеты и «волчок» помогали быстрее приходить в форму.
Возвращаться однажды пришлось и Елизавете Туктамышевой. После выдающегося сезона-2014/15 она без видимых причин потеряла почти все прыжки, в том числе фирменный тройной аксель.
«Это было похоже на то, как если бы кто-то тончайшей отверточкой залез ей в ухо и там повредил полукружные каналы ее вестибулярного аппарата. Лиза потеряла ощущение пространства, времени, перестала четко отсчитывать интервалы. Причем и в первом, и во втором сезоне после ее триумфа были определенные проблески, когда она напоминала саму себя чемпионского образца. Этот феномен так и остался загадкой в моей тренерской деятельности», – сетовал Мишин.
Так или иначе за спадом последовал взлет – серебро чемпионата мира-2021, несколько подиумов Гран-при, стабильный триксель и даже заход на четверной тулуп (в том числе в каскаде).
Один из самых удивительных экспериментов Мишин поставил с Николаем Мемолой. Итальянец ростом 195 см в «Юбилейном» освоил четверной сальхов – пока только на тренировках, но до дебюта на турнирах, по словам тренера, недалеко.
«Я очень резко вытянулся, и пришлось адаптироваться. Тут опять же не обошлось без профессора Мишина, он очень помог советами. Ты, говорит, просто перестань об этом думать; ну высокий ты, и что теперь? Постарайся не прыгать со всей силы, заходи на прыжок по-умному, не вкладывая в него столько энергии», – рассказывал Мемола.
В этом смысле не так важно, какого роста спортсмен. Главное то, как он группируется, то есть сколько начального вращения берет.
В начале 70-х эти идеи казались революционными, теперь их взяли за правило. Американский специалист Энн Эйдсон назвала Мишина одним из величайших новаторов современного фигурного катания.
Он экспериментатор не только по части техники, но и в постановках. Ученики Мишина катались и под классическую «Тоску», и под саундтреки к «Бурлеску». Переносили на лед непростую историю Вацлава Нежинского и клип Бритни Спирс. Новый вызов – соревновательная программа под K-Pop. Раньше эти треки брали только для показательных, но Евгений Семененко доказал, что вокал корейских айдолов отлично сочетается с квадами.
В 82 года Профессор остается на одной волне с учениками. Вероятно, благодаря постоянному диалогу. «Он мудрый, умный, понимающий – по крайней мере со мной. Конечно, он бывает строгим в силу своей профессии, но мы всегда стараемся найти компромисс», – описывала тренера Елизавета Туктамышева.
В сезон-2023/2024 группа Мишина зайдет крепким составом, соревнуясь за медали сразу в двух видах – мужском и женском катании.
«Мне говорили, что сейчас не стоит ездить в Россию. Но там живут дорогие мне люди». Самый высокий фигурист мира – русский итальянец
Заметили, как раскрылся Семененко? Изобрел особое приземление и красится в пепельный ради проката под k-pop
В тексте приведены отрывки из интервью газете «Аргументы и факты», «Чемпионату», Радио «Зенит», «Первому каналу» и НТВ, а также из книги А.Н. Мишина «О чем молчит лед»