Главная / Общество / Ректор РЭУ имени Плеханова — о прошлом, настоящем и будущем экономического образования

Ректор РЭУ имени Плеханова — о прошлом, настоящем и будущем экономического образования

На какие специальности отдавать сейчас детей, кто лучше учится — «бюджетники» или «платники», нужен ли ЕГЭ, и сколько получают преподаватели «Плешки»? На эти вопросы Business FM ответил Виктор Гришин

Ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Виктор Гришин. Фото: Надежда Загрецкая

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Российский экономический университет имени Плеханова отмечает 110-летие. О том, как все начиналось, куда стремится вуз сегодня и в чем преимущества экономического образования «Плешки», главному редактору Business FM Илье Копелевичу рассказал ректор университета Виктор Гришин.

Мы сегодня отмечаем 110-летие Российского экономического университета имени Плеханова, или, как его называли в советское время, «Плешки».Виктор Гришин: Он назывался МИНХ — Московский институт народного хозяйства.Ему 110 лет, он на десять лет старше революции. Эта страница истории малоизвестна. Как он появился, кто и зачем его создал, как он пережил революцию?Виктор Гришин: Российская экономика в конце XIX — начале XX веков развивалась очень бурно. Если бы не войны — Русско-японская война, Первая мировая — наши предприниматели мечтали, что к 20-м годам XX века Россия по производству могла бы догнать США, тогда тоже была такая мечта у тех, кто занимался экономикой. Создать такую экономику без грамотных людей было практически невозможно. Те, кто это понимал — а их было немало и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в других городах Российской империи — думали о том, как создать современное образование. И наш институт, университет появился не сразу: изначально здесь решили давать среднее образование для мальчиков и девочек. В 1903 году было создано Мужское коммерческое училище, а в 1904 году — Женское коммерческое училище.Создатели были коммерсантами?Виктор Гришин: Создатели были коммерсанты, купцы: Третьяковы, Сорокоумовские, но главный наш создатель Алексей Семенович Вишняков возглавлял Организацию коммерческого образования города Москвы, был поверенным в делах московской Думы, то есть депутатом московской Думы, и явился организатором и создателем этих училищ и университета.Какие специальности тогда существовали, кого готовили?Виктор Гришин: Готовили технологов по переработке в основном пищевой продукции, инженеров, в том числе инженеров по энергетике, инженеров различных видов производства, были два факультета: инженерно-экономический и отдельно экономический факультет.Слово «экономика» тогда уже употреблялось?Виктор Гришин: Да, тогда уже употреблялось. Например, взять книги, которые в то время выпускали наши преподаватели. Озеров Иван Христофорович в 1904 году выпустил очень интересную книгу «Как расходуются в России народные деньги». Я сейчас ее перечитываю и понимаю, что многие проблемы того времени являются нашими проблемами сегодня. Жизнь меняется, но, если говорить о гуманитарных ценностях, о самой экономике, об отношении к ней, многие вещи остаются и сегодня.Университет создали купцы и промышленники. Обучение в то время было платное, или они оплачивали образование студентам, или работодатель сразу же оплачивал обучение своих будущих приказчиков? Наверное, менеджеров и управляющих тогда не было.Виктор Гришин: Самые разные варианты. Наш институт тогда не являлся элитным учебным заведением, куда шли дворяне…Это не барское дело.Виктор Гришин: Это были в основном дети купцов. Они мечтали, чтобы их дети получили здесь образование не хуже, чем за рубежом. Были дети крестьян, эта прослойка была достаточно серьезная.Крестьяне платили за образование? Мы знаем, что в то время уже были и богатые крестьяне.Виктор Гришин: Да, часть платила, но часть не могла платить. Я не могу сейчас сказать, какая часть не могла платить, но у купцов-учредителей был фонд, и они платили из него не только за их обучение, но и стипендию.Государство не помогало и не мешало?Виктор Гришин: Государство не помогало и не мешало. Это было именно коммерческое заведение. Несмотря на то что в 1913 году царь утвердил устав, вплоть до революции все содержание в основном несли на себе именно купцы. При этом я хочу отметить, насколько они были ответственны перед обществом и перед собой. Например, очень красивый четвертый корпус с церковью, который мы отреставрировали в этом году, строили, когда была Русско-японская война и денег в государстве не было и у купцов.Говорят, купцы на войне зарабатывали.Виктор Гришин: Да, кто-то зарабатывал, но больше, видимо, подрядчики из военных. Когда купец Котов отдал 150 тысяч рублей на строительство и храма, и корпуса, не хватало порядка 100 тысяч. Купцы брали кредит под собственные гарантии, чтобы в это тяжелое время выстроить корпус. Когда мы сейчас говорим о социальной направленности бизнеса, нам есть с кого брать пример. Люди сами понимали, что у них не все хорошо с производством: народ, естественно, в войну беднеет, товарооборот падает, товары не берут, выручка не самая большая. Тем не менее они шли сознательно на то, чтобы сделать что-то для страны, для людей, и они действительно в эти трудные годы, в годы первой революции, Русско-японской войны, завершили строительство корпуса практически в два года.Давайте будем периодически перемещаться из прошлого в сегодняшний день. Вы сказали, что учились в том числе дети купцов. Сегодня, согласно статистике, «Плешка» занимает четвертое место по количеству выпускников в российском списке Forbes, а если посмотреть на высших чиновников, может быть, и повыше место будет. А как следующее поколение, учится у вас же, или куда-то подальше отправляют?Виктор Гришин: По традиции очень многие родители приводят детей к нам. Я могу привести пример Андрея Бельянинова: его мать, по-моему, закончила наш институт, сам он его закончил, и его дети закончили тоже наш институт. Но не могу сказать о всех. Сейчас, конечно, мир стал теснее и доступнее, и многие богатые люди отправляют своих детей в Гарвард, Оксфорд.А потом второй диплом получают здесь, как часто бывает.Виктор Гришин: Часто бывает так, да. Мне кажется, и мы со своей стороны должны занимать более высокие позиции в международных рейтингах, и они, мне думается, все-таки переориентируются со временем на наше, российское образование, потому что наша экономика — это все-таки наша экономика. Мы же знаем, кто является лауреатами Нобелевской премии: это в основном люди и экономисты из США, может быть, в определенной мере Соединенного Королевства, они получают Нобелевские премии в основном за практические разработки в рамках своей родной экономики, и когда они начинают, условно говоря, приходить в нашу экономику, то, что у них получается не много, я считаю, это вполне естественно. Чтобы экономику двигать и развивать, нужно знать ее основу, нужно знать людей.Историю с географией.Виктор Гришин: Да, именно так. Я думаю, что те, кто хочет работать в нашей стране, должны больше учиться у нас.Страницы:

  • 1
  • 2
  • 3

Следующая
Источник

Прокрутить до верха